10.07.2018
Наши мероприятия

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

СКАЗКА «БАБКИ — ЁЖКИ»

01.06.2018
Наши мероприятия

С Днём защиты детей ! 

Кто дороже всех на свете!

Ну конечно наши дети!

Зайки, солнышки, цветочки,

Наши ДОЧКИ и СЫНОЧКИ!

1 июня в нашем детском саду прошел весёлый спортивный праздник.

В гости к ребятам приходили скоморохи, весёлая Ириска. Они провели с  ребятами эстафеты и игры. Ребята показали какие они ловкие и умелые. И как положено в праздник, все получили подарки — игрушки для каждой группы.

30.05.2018
Наши мероприятия

 

Вы уже не малыши,
Поздравляем от души!
В школу скоро вы пойдете,
Взрослой жизнью заживете.
Садик вспомните ни раз,
Здесь ведь весело у нас.
Вот вам наши наставления.
Будет легким пусть ученье,
Чтоб и книжки, и тетрадки
Были все у вас в порядке.
Знайте, в школе интересно,
Там для вас готово место.

25.05.2018
Новости

В нашем детском саду прошли итоговые общие собрания на тему:» Результаты деятельности МБДОУ г. Астрахани № 104 за учебный год 2017-2018″

17 мая 2018 для родителей  1 младшей, 2 младшей, старшей и подготовительных групп;

18 мая  для родителей 2 младшей и средней групп.

17 мая состоялось общее родительское собрание на тему: «На пороге детского сада» для родителей будущих воспитанников»

Перед тем как сообщить о результатах деятельности ДОУ  за прошедший год, заведующая Панкевич Л.Н. вручила благодарственные письма родителям, которые неравнодушно отнеслись к проблемам детского сада и приняли активное участие в их решении в течении 2017 — 2018 учебного года. Далее она ознакомила с достижениями воспитанников, педагогов в течении учебного года, представила отчёт о финансово-хозяйственной деятельности и порядке расходования внебюджетных средств( родительская плата, дополнительные услуги.

Также заведующая ответила на вопросы о родительской плате, компенсации, документах, необходимых  для оформления ребёнка в ДОУ и получения родителями компенсационных выплат

На собрании у родителей была возможность задать все волнующие вопросы, на которые они получили подробные ответы.

 

13.05.2018
Наш цветущий детский сад!

Мы привыкли с детства каждый день,
Приходить в любимый детский садик,
Просыпаться рано утром лень,
Что же тут поделать, если надо.
Разбегутся утром кто куда
Старшая сестра и папа с мамой:
В школу, на работу, даже бабушка и та
Мчится по делам своим упрямо.

Ну а мы спешим сюда.
В детский садик наш, любимый,
Самый светлый и всегда
Самый лучший и неповторимый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

08.05.2018
Наши мероприятия

8 мая в детском саду состоялось праздничное мероприятие, посвященное Дню Победы.

Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Наше поколение не проникнуто тем временем, теми надеждами и страхами.

Как рассказать нашим детям об этой Великой Войне?

Какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страдании людей, что пережили то время?

Как донести суть происходившего грамотно и вызвать маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Очень долго и тщательно музыкальный руководитель,  воспитатели  и воспитанники старшей и подготовительной групп готовились к славному Дню Победы. Все вместе подготовили замечательный праздник.

На празднике дети, с чувством особой благодарности читали стихи, исполняли  песни , частушки на военную тематику, танцевали. Вспоминали о своих родных, которые были участниками Великой Отечественной Войны. Прекрасная проникновенная музыка песен военной тематики, вдохновенное исполнение дошкольниками песен: “Катюша”, , “День Победы”, явились восторженным составляющим праздника, внесли яркую ноту в это торжественное мероприятие.

 

16.04.2018
Новости

     14.04.2018 в  нашем МБДОУ  прошел субботник по уборке и покраске территории детского сада.

Цель субботника понятна каждому – сделать наш детский сад более чистым, благоустроенным и приятным для проживания.
Приятно видеть результат своего труда, каждый внёс в это дело частичку своего тепла, чистая и сияющая на солнце территория детского сада радует глаз всех окружающих.

 

DSC05988   DSC05982 DSC05981  DSC05990DSC05974

DSC05977 DSC05975cDSC05979DSC05980DSC05989

31.01.2018
Новости

30 января 2018 года в детском саду состоялся педагогический совет на тему: » Совершенствование развития речи детей посредством игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи педагогического совета:

  1. Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.
  2. Проанализировать состояние работы по речевому развитию детей в ДОУ, наметить пути совершенствования в данном направлении
  3. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников
  4. развивать умения проектировать, конструировать процессы речевого развития  дошкольников;
  5. создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;
  6. контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Подготовка к педсовету

1.Предварительная работа:

·        Консультация: «Формы работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».

  • Тематический контроль «Формирование связной речи у дошкольников в условиях ДОУ в контексте реализации ФГОС»
  • Посещение образовательного процесса по развитию речи.
  • Изучение методической литературы по данной проблеме
  1. Домашнее задание
  • Вспомнить задачи по развитию речи в каждой возрастной группе, методы и приёмы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
  • Изготовить дидактическое пособие или дидактическую игру по одному из направлений речевого развития

Повестка:

  1. Теоретическая часть:
  2. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Современные технологии для развития речи дошкольников.
  3. Аналитическая справка  по результатам тематической  проверки  по выявлению форм  и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка.

 

  1. Практическая часть:

     Деловая игра «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет ФГОС».

Ответственный: Ст. воспитатель Кирьянова Е.А.

  1. Решение педагогического совета

Ход педсовета:

  1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Современные технологии для развития речи дошкольников.

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Вспомним Традиционные методы речевого развития детей.

В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи это элемент метода. можно разделить, прежде всего, на: наглядные, словесные, игровые, косвенные методы.

Давайте вспомним, что включают в себя эти методы

  • Наглядные:

Организация наблюдения;

Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;

Просмотров видеофильмов.

  • Словесные:

Речевой образец;

Повтор;

Вопрос;

  • Игровые:

Дидактические игры-упражнения;

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

И другие виды игр с речевым содержанием.

  • Косвенные:

Подсказка;

Совет;

Исправление;

Реплика;

Замечание.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно — ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования;

социокультурная среда – потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах;

творческая вариативность педагогов;

заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

  • условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

  • ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
  • содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
  • технология должна носить здоровьесберегающий характер;
  • основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
  • реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
  • организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Рассмотрим технологии речевого развития дошкольников

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).

Технологии речевого развития:

  • проектная деятельность
  • технология портфолио
  • исследовательская деятельность, коллекционирование
  • игровые технологии
  • информационно-коммуникационные технологии
  • технология проблемного обучения
  • альтернативные технологии

 

Метод проектов
Рекомендуется проводить   с дошкольниками   монопроекты,   содержание которых
ограничивается рамками одной образовательной области  и интегрированные проекты, в которых
решаются задачи из разных образовательных областей программы.
Темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие:
«Со  словами поиграем  –  много нового  узнаем», «Раз  –  словечко,  два  – словечко»

(формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову);

«Использование приѐмов мнемотехники для развития монологической речи» (учить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни); «Путешествие в Читалию» (формировать интерес и потребность детей в чтении художественной литературы);

Развитие  диалогической  речи  у детей  старшего  дошкольного  возраста  через  изучение основ журналистики» (ознакомление с творческими профессиями: поэт, музыкант, журналист, писатель, художник и т.д., совершенствование навыков диалогической речи); «Как рождается книга?» (развитие речевого творчества детей);  «Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении); «Спор хороший и плохой» (освоение этикета убеждения и спора).

 

  • младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.

 

Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами. Примерные темы проектов для детей средней группы: «Зачем людям транспорт?», «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнает время?», «Зачем человек придумал посуду?», «Почему сок, вода, молоко разного цвета?» и др.

 

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики: «Если с другом вышел в путь…», «Добрые слова в день рождения», «Тайна третьей планеты», «Как открыть книжный гипермаркет?», «Жалобная книга природы».

 

Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду или группе.

 

Например, при подготовке к празднованию Дня воспитателя дети подготовительной к школе группы берут интервью у работников детского сада, узнают особенности их профессиональной деятельности, отмечают некоторые личностные черты и с учетом этого готовят поздравления и подарки.

 

Результатом проектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей всей группы: альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш детский сад» и т.д.

 

Технология портфолио

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды, забавные высказывания.

 

Основные разделы портфолио дошкольника могут быть следующие: «Я расту»

(антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни); «Моя семья» (рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии); «Почитай-ка» (список любимых книг ребенка, рисунки по художественным произведениям);

«Мои фантазии» (выдуманные ребенком рассказы, сказки, небылицы, загадки, образцы словотворчества, рисунки и творческие работы);

«Расскажу я вам стихи» – раздел, в котором записываются названия

выученных ребенком стихотворений;

«Грани таланта» (особые таланты и склонности ребенка в

одной или двух областях);

«Умелые ручки» (поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ); «Награда для героя» (дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных

конкурсах, олимпиадах, фестивалях);

«Вдохновение зимы (весны, лета, осени)» (в разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи детских

стихотворений и др.);

«Скоро в школу» (фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые

он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе).

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника.

 

Технология исследовательской деятельности, коллекционирование

Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т.д. Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности. С этой целью педагог может использовать разнообразные бытовые и проблемные ситуации, содержащие познавательные задачи, заимствовать их из художественной и научной литературы, из явлений и процессов окружающего природного мира.

 

Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь. Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются, трутся друг о друга, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов.

На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и оречевлять собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.

  • исследовательской деятельности можно отнести не только наблюдения и опыты в природе, но и работу с временной лентой (например, темы: «История развития почты», «Появление ручки», «Жизнь шляпы»), «путешествия» по карте («Где находятся «теплые края»?», «Путешествие к бабушке в деревню»), а также коллекционирование (коллекция пуговиц, марок и т.д.) – сбор предметов, объединенных тематикой.

Коллекционирование – это система работы, включающая рассматривание экспериментально-поисковую деятельность, проведение дидактических и сюжетных игр с использованием предметов коллекции. Дети узнают о прошлом представленных в коллекции предметов, их происхождении и изменении; рассматривают экспонаты коллекции. К каждому экспонату прилагается «история». Эти истории вместе с экспонатами сочиняют дети. По сути, это творческие рассказы, стихи, загадки, сказки. Из них составляются рукописные книги, используемые в дальнейшем для повышения мотивации к чтению. Они являются речевыми образцами для детей каждой последующей группы.

 

Игровые технологии

 

  • Мнемотехника

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

 

  • Моделирование
  • процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении — это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

 

  • LEGO-технология

 

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

  • процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.

При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education Эюкейшен — образование «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.

 

  • Артикуляционные и речевые упражнения

 

  • Игры на развитие речевого дыхания

 

  • Подвижные и хороводные игры с текстом

 

  • Игры на формирование фонематического восприятия

 

  • Коммуникативные игры

 

  • Пальчиковые игры
  • Дидактические игры
  • Логоритмика

Информационно – коммуникационные технологии

Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

 

Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы.

Технология проблемного обучения

Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не жѐстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребѐнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Воспитатель не дает готовые знания детям, а выводит их на получение знаний

Проблемными вопросами начинающимися вопросительными наречиями почему? зачем? Ты как думаешь?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное — по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.

 

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Примеры проблемных вопросов в разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».

-Что будет ,если в сказке появится новый герой?

 

-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

-Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?

-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?

-Для чего используются образные слова?

-Можно ли словами «нарисовать» портрет?

-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?

 

 

«Связная речь»

Тема: «Ежиный суп»

 

Задачи:

 

  • Обучение составлению окончания рассказа по данному началу с иллюстрированием продолжения незаконченного повествования;

 

  • Развитие навыков самостоятельного связного пересказа текста с предварительным отображением его содержания в рисунках – иллюстрациях;

 

  • Развитие творческого воображения;

 

  • Обучение действиям планирования развѐрнутого высказывания на основе составления наглядного

 

картинного плана;
·  Активизация И обогащение словарного
запаса.
Задания  Используя иллюстрации к сказке как
картинный план, пересказать сказку;
Придумать собственную сказку по
аналогии  с  данной, направляя воображение
ребѐнка с помощью вопросов, помогая ему
иллюстрировать своѐ сочинение.

 

 

 

Технологии обучения образной речи:

 

  • Технология обучения детей составлению сравнений.

 

Модель составления сравнений:

  • воспитатель называет какой-либо объект;

 

  • обозначает его признак;
  • определяет значение этого признака;
  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

 

  • младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

 

На пятом году жизни дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

 

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

 

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

 

 

 

  • Технология обучения детей составлению метафор.

 

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

 

Прием простого алгоритма составления метафоры.

 

  1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
  2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
  3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
  4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

 

  1. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна — небо после дождя).

 

  1. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

 

  • Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

 

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

 

1 —  «текст реалистического характера»

2 —  «текст фантастического характера»

 

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей

 

составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

 

Технология ТРИЗ

Инструментарий ТРИЗа.

  • Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает свое суждение, как можно ее решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.
  • Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете): выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо-плохо». Зарисовываем объект.

 

ü   Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный). Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).

 

ü   Системный оператор: дать характеристику любому предмету. Составляется таблица из девяти окошек: прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали. Выбирается объект. Раскладываются:

 

-свойства, функции, классификация, -функции частей, -какое место занимает в системе, связь с другими объектами, — как предмет выглядел раньше, -из каких частей состоит, -где могли его встретить, -из чего он может состоять в будущем, -из каких частей будет состоять, -где его можно будет встретить.

 

  • Прием «Эмпатия» (сочувствие, сопереживание): «Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».

 

  • Поэтажное конструирование (составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира). Полотно в виде домика со слуховым окошком и девятью окошками-кармашками. 1) Кто ты? 2) Где живѐшь? 3) Из каких частей состоишь? 4) Какого размера? 5) Какого цвета? 6) Какой формы? 7) Какой на ощупь? 8) Чем питаешься? 9) Какую пользу приносишь?

Технологию синквейна

Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила составления синквейна:

  • правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

 

Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное

отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

 

 

  1. Аналитическая справка  по результатам тематической  проверки  по выявлению форм  и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка.

 

Во исполнение годового плана работы МБДОУ г.Астрахани №104 на 2017-2018 учебный год в период с 22.01. по 29.01.2018 года комиссией в составе: старшего воспитателя   Кирьяновой Е.А., воспитателя Малеевой В.М., учителя-логопеда Касаткиной Г.В. проводилось изучение   работы педагогов по совершенствованию развития речи детей в условиях реализации ФГОС ДО».

В ходе тематической проверки членами экспертной группы были изучены   следующие направления:

  1. Оценка уровня знаний, умений и навыков детей.
  2. Оценка профессиональных знаний и умений воспитателей.
  3. Анализ планирования работы с детьми.
  4. Анализ создания в группах необходимой  развивающей  предметно —  пространственной среды для совершенствования развития речи дошкольников.
  5. Организация работы с родителями по развитию речи воспитанников.

 

  1. Оценка уровня знаний, умений и навыков детей.

Практически все дети проявляют интерес к НОД по развитию речи. Наблюдается высокая активность и увлеченность на занятиях по развитию речи у детей 1,2 и 3 группы. Основная масса детей свободно пересказывают небольшие рассказы, сказки, описывают игрушки, сюжетные картинки, рассказывают из собственного опыта, но не у всех детей еще удаётся творческое рассказывание. Многие дети проявляют речевую активность в общении со взрослыми и сверстниками, активно задают и отвечают на поставленные вопросы, имеют богатый словарный запас. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в группах 4 и 5 есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (не включаются в театрализованные и дидактические игры, не могут отвечать на вопросы по содержанию услышанного)

Анализ знаний, умений и навыков детей по речевому развитию (мониторинг) позволяет сделать следующие выводы:

Группа Речевое развитие
Подготовительная группа №1  

80,3

Вторая младшая группа №2                               

                               72,9

Старшая группа №3  

78,4

Вторая младшая группа №4  

77,0

Средняя группа №5  

66,1

Первая младшая группа №6  

46,9

ИТОГО: 70,3

 

Развитие речи западает в 1 младшей (46,9%) и в средней группе                            (66,1%). Педагогам этих групп следует более плодотворно заниматься с детьми в этой области.

  1. II. Оценка профессиональных знаний и умений воспитателей.

Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения педпроцесса (просмотр и анализ занятий), а также в ходе собеседования с воспитателем.

Все педагоги знают программные задачи по данному разделу. Но не все педагоги могут правильно построить ход занятия. Многие педагоги, особенно молодые, прежде всего понимают личную готовность к занятию только как подготовку материалов, ознакомление с методическими рекомендациями или уже разработанными кем-то конспектами. Профессиональные педагоги строят каждое занятие с учетом личных наблюдений, опыта, прочитанных книг, изученных художественных альбомов, иллюстраций, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений.

У педагогов групп №№4,5 (Баршева М.Ю., Рассказова Е.И., Кабакова Н.В.) формальный, нетворческий подход к организации занятий: используются одни и те же методы и приемы обучения, в работу не включаются игровые приемы и ситуации, часто их речь не эмоциональна и не красочна.  Не продумывают педагоги и рациональный выбор динамических поз детей во время НОД. Не учитывают индивидуальных и психических особенностей детей. Не всегда демонстрационный материал соответствует возрастным требованиям. Мало внимания уделяют анализу занятия.

Помимо занятий в детском саду каждую среду проводятся развлечения с детьми, что также способствует развитию речи дошкольников. Однако не все педагоги проводят развлечения по плану.

 

III. Планирование работы с детьми.

В календарных планах воспитателей регулярно планируется НОД по развитию речи и по ознакомление с художественной литературой. Планируется индивидуальная работа с детьми, беседы по различным темам, наблюдения, дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей.

При этом не достаточно внимания уделяется    индивидуальной работе по развитию речи во 2-ой половине дня в группах №№ 3,4,5.

Рекомендуется всем группам изготовить своими руками дидактические игры по развитию речи детей по своей возрастной группе.

 

  1. IV. Создание условий.

В МБДОУ г. Астрахани №104 созданы все необходимые условия в группах для совершенствования развития речи детей. В методическом кабинете имеются произведения разных авторов и жанров, есть все необходимые демонстрационные материалы, имеется разнообразный игровой дидактический материал, игрушки и т.д.

В группах оборудованы речевые уголки, театрализованные зоны, уголки по ознакомлению с художественной литературой.  Наличие материалов в уголках во всех группах соответствуют требованиям и возрасту детей.

 

  1. V. Работа с родителями.

Анализ документации и наглядного материала в группах показал, что работе с родителями по развитию речи детей воспитатели уделяют достаточно внимания. Для родителей в информационных уголках размещаются консультации по развитию речи детей.

Также педагоги совместно с родителями организуют участие детей во многих конкурсах разного уровня. Результатом участия являются грамоты, дипломы лауреатов, 1 и 2 степени, а также благодарственные письма.

Таким образом, мы видим, что и для нашего детского сада эта проблема является актуальной.

 

Рекомендации:

 

  1. Более творчески подходить к организации занятий по развитию речи детей, использовать разнообразные методы и приемы на данных занятиях.

Срок — постоянно

Ответственные: воспитатели.

  1. При планировании занятий по развитию речи использовать наглядный материал из методического кабинета.

Срок — постоянно

Ответственные: воспитатели.

  1. Дооборудовать речевые центры в соответствии с возрастом детей.

Срок:  01.03.2018

Ответственные: воспитатели.

 

 

  1. Деловая игра «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет в этом ФГОС».

Игра проводится с целями углубления знаний педагогов, их компетентности в вопросах организации образовательной деятельности по речевому направлению развития; развития умений обсуждать и согласовывать совместные действия; активизации внимания педагогов за соблюдением норм речи и культуры общения.

Игра проводится в четырех этапов.

 

1 этап  Разминка. Педагоги представляют домашнее задание (мини- сценка), в которой отражена злободневная проблема развития речи детей. Другие педагоги  пытаются разгадать смысл увиденного, проанализировать ситуацию и найти путь решения.

 

2 этап Речевой коллоквиум «Быстрый ответ»

  • Что включает в себя речевое развитие? (владение речью как средством общения со сверстниками и взрослыми; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи и др. согласно требованиям ФГОС ДО).
  • Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  • Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
  • Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ. литературы и т.д.)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая  группа)
  • Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)
  • Назовите известные вам формы работы с детьми по речевому развитию? (НОД, беседа, экскурсия, конкурсы чтецов, режимные моменты и т.д.)
  • Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (проявление речевой активности в общении со взрослыми и сверстниками; активно задает и отвечает на вопросы; инициативен в придумывании рассказов загадок и т.д.; имеет богатый словарный запас; речь чистая, грамматически правильная, выразительная; владеет средствами звукобуквенного анализа слов; умеет передавать краткое содержание текста; различает основные жанры (стихотворение, сказка, рассказ)
  • Каким образом осуществляется ознакомление детей с книжной культурой? (Через знакомство с классическими и современными литературными произведениями (стихи, сказки, рассказы, басни, загадки, потешки, поговорки и т.д.)

 

3 этап Педагоги разбиваются на две команды, каждая группа выбирает свой метод  ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми.

Методы и приемы ознакомления детей с литературой

Метод Приемы
Словесный Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание аудиозаписи

Практический Элементы инсценировки

Игры- драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театров

Игровая деятельность

Наглядный Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движения пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр мультфильмов, видеокниг

Оформление книжной выставки

 

4 этап  Сейчас мы с вами проведем практические упражнения на развитие коммуникативно-речевых умений.

 

1 команда:

Упражнение «Достижение цели».

  • Задание. Выбрать партнера и попросить у него какой-либо предмет (очки, ручку и т.д.)
  • Задача. Высказать свою просьбу так, чтобы собеседник не смог найти ни одного аргумента, чтобы отказать вам.

 

2 команда:

  • Упражнение «Знакомство».
  • Ситуация. Молодая мама в нерешительности стоит у кабинета заведующего детским садом, рядом ребенок с игрушкой.
  • Задача. Познакомиться с молодой мамой, выступив инициатором общения в одной из ролей – «руководитель», «воспитатель», «родитель».
  • этап «Решение проблемы»

 

Тематический анализ показал, что у детей средней группы не достаточно  хорошо развита связная речь. Составьте план работы с детьми через интеграцию всех образовательных областей в средней группе на примере одной темы: «Дикие и домашние животные»

 

Образовательные области Вид детской деятельности
Познавательное развитие Беседы на тему «Дикие и домашние животные»

Просмотр иллюстраций, фильмов, слайдов по данной теме

Использование мнемотаблиц

Экскурсия с воспитателем в детскую библиотеку им.Бианки

Экскурсия с родителями в зоопарк

Просмотр мультфильмов по сказкам

Ребусы, пазлы, кубики по заданной тематике

Дидактические игры «Угадай, чей хвост», «Четвертый лишний», «Помоги животному найти свой дом», «У кого какая мама»

Речевое развитие НОД:

— Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»

— Пересказ сказки «Лиса Патрикеевна»

— Составление рассказа по набору игрушек «Как лиса в гости ходила»

Чтение художественной литературы:

-Чтение рассказов, стихов, сказок

— Загадывание загадок

— Заучивание наизусть

Рассматривание иллюстраций к книгам, оформленным художниками Е.Рачевым, Е.Чарушиным, В.Васнецовым

Д/И:

Словестные игры:

Художественно-эстетическое развитие НОД:

-Лепка  «Животные нашего леса»

-Аппликация «Зайчик с морковкой»

-Рисование по замыслу «Мой любимый сказочный персонаж»

-Конструирование «Зоопарк»

Театрализованная постановка «Лисичка сестричка и серый волк»

Социально-коммуникативное развитие Беседа о правилах поведения в природе

Труд в уголке природы

Подкормка птиц на участке

Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Айболит», «Ферма»

Физическое развитие Пальчиковая гимнастика с текстом «Сорока — белобока», «Зайка», разыгрывание небольших сценок с построением фигур из пальцев

Физкультминутки с текстом

Подвижные игры с текстом «У медведя во бору», «Собачка и воробьи», «Лохматый пес» и др.

Логоритмика

 

6 этап «Давайте обсудим»

Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

  • Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.
  • Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
  • Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.
  • Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.
  • Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.
  • Учёт индивидуальных, возрастных, и психических особенностей ребенка.
  • Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.
  • Использование ИКТ технологии на занятиях

 

7  этап: «Аукцион методических находок»

Домашнее задание. Воспитатели проводят презентацию дидактических игр по развитию речи детей. В распоряжении педагогов 5 – 7 минут. Заключительный этап: подведение итогов педсовета, выработка решения педсовета.

 

                                      Решение педагогического совета:

  1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

— пополнить группы дидактическими играми по развитию речи

— оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника

Срок: до 15.05.16 Ответственные: воспитатели групп, ст. воспитатель

  1. Отражать в календарных планах систематическую индивидуальную работу по речевому развитию детей.

Ответственные: Воспитатели, старший воспитатель  анализ календарных планов ежемесячно

  1. Использовать в практике работы современные эффективные технологии речевого развития дошкольников.

Срок: постоянно.  Ответственные: Воспитатели, Ст. воспитатель – посещение итоговых     НОД в группах

  1. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

Срок: постоянно, в течении года. Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель

  1. Воспитателям всех возрастных групп использовать в проведении непрерывной образовательной деятельности словесные методы, игровые , наглядные и  практического методы в соответствии с ФГОС ДО. Срок: постоянно, в течении года.

Срок: постоянно. Ответственные: Воспитатели, Ст. воспитатель

  1. Включить в план работы с родителями воспитанников педагогам группы мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников речевой компетентности по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову.

Срок: постоянно.  Ответственные: Воспитатели, Ст. воспитатель

Также воспитателям были предложены рекомендации по развитию речи детей:

Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 2 – 4 лет.

  1. Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа – действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т.п.).
  2. Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.
  3. У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины – неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т.п.).
  4. Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.
  5. Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.
  6. Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.
  7. Старайтесь вносить в жизнь детей что – то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.

Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 4 – 7 лет.

  1. Развивать произносительную сторону речи:
  • подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;
  • вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
  1. Развивать и совершенствовать словарь:
  • знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;
  • учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.
  1. Развивать грамматические навыки устной речи:
  • упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.);
  • упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании род. Падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»;
  • учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;
  • обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.
  1. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:
  • создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);
  • учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);
  • демонстрировать детям культуру ведения диалога;
  • готовить к обучению связной монологической речи;
  • посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.
  1. Не забывать развивать мелкую моторику рук.
  2. Создавать условия, способствующие активизации речи:
  • рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;
  • создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.
05.12.2017
Новости

28. 11. 2017 г. в ДОУ состоялся педагогический совет по теме: «Права ребёнка и их защита»

Присутствовало: 13 педагогов

Отсутствовало: 1 (больничный лист)

Председатель: Исамуллаева Р.З., и.о.заведующего детским садом

Секретарь: Кирьянова Е.А., старший воспитатель

Цель: систематизация знаний педагогов о правах ребёнка, совершенствование работы в ДОУ по защите прав детей.

Задачи:

1) довести до педагогов мысль о воспитании у них правовой культуры по правам ребёнка и их защите;

 2) систематизировать знания педагогов о Конвенции ООН о правах ребенка, о Законе РФ «О защите прав детей», о Законе 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе по защите прав ребёнка.

Повестка дня:

  1. Приветственное слово. Правовая культура взрослых и детей.
  2. Правовое воспитание дошкольников.
  3. Актуальность проблемы защиты прав ребёнка в детском саду и в семье.
  4. Безопасность ребенка в детском саду и в семье.
  5. Деловая игра «Знаем ли мы права детей?»
  6. Принятие проекта решения педсовета.

                                                           Ход педсовета:

По первому вопросу выступила Исамуллаева Р.З., и.о.заведующего ДОУ. Расимя Закарьевна поприветствовала всех присутствующих сотрудников, зачитала повестку дня. Рассказала о том, что в настоящее время возрастает актуальность проблемы воспитания правовой культуры взрослых и детей.  Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. К сожалению, лишь небольшая (10-15%) доля педагогов, занимающихся воспитанием детей, знакома с Конвенцией о правах ребенка. Из этого следует, что начинать работу необходимо с ознакомления взрослых с нормативными документами и раскрытия их значения для развития личности ребенка. Она также напомнила основные нормативные документы по защите прав ребенка, это:

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

семейный кодекс РФ

Федеральный закон «Об образовании в РФ».

Расимя Закарьевна подчеркнула, что педагоги должны быть доброжелательны с детьми, уважать их чувства и права.

По второму вопросу выступила старший воспитатель Кирьянова Е.А. Елена Александровна своем докладе коснулась очень важной проблемы — проблемы правового воспитания дошкольников. Был поставлен вопрос об организации работы по правовому воспитанию, с опорой на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и  художественно-продуктивную. Эти виды деятельности включают в себя проведение ролевых, театрализованных, дидактических игр и упражнений на развитие эмоций, эмпатий, коммуникативных навыков и умений. Было подчеркнуто, что воспитатель обязан организовать проблемно-поисковую деятельность детей по решению ситуаций и задач, разъясняющих  общественные нормы и  правила поведения человека в обществе, которые способствуют формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности, развивают уважение к достоинству и личным правам другого человека. Далее старший воспитатель познакомила воспитателей с содержанием дидактических игр по правовому воспитанию дошкольников, среди которых можно назвать:

игры, способствующие расширению области правовых знаний детей, которые учат разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»;

игры, направленные на формирование чувства собственного достоинства ребенка;

игры, формирующие умение оценивать других с позиции доброжелательности;

игры, знакомящие со службами экстренной помощи.

Елена Александровна подчеркнула, что каждый воспитатель с помощью этих игр обязан донести до сознания каждого ребенка старшего дошкольного возраста, что он имеет не только права и свободы, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей.

По третьему вопросу выступила Кирьянова Е.А., старший воспитатель. По теме педсовета она сказала, насколько актуальна проблема защиты прав ребёнка в детском саду и в семье. Право на образование ребенка следует рас​сматривать, прежде всего, как право на уважение достоинства маленького человека, уважитель​ное отношение к нему со стороны персонала образовательной организации, как право на свободное выражение мнений и убеждений. В рам​ках детского сада складываются отношения, которые и определяют наличие и использование ненасильственного характера управления образованием ребенка, что обнаруживает, в свою очередь, соблюдение прав ребенка. К сожалению, многие взрослые не знают о юридических правах ребенка и не осознают меру своей ответственности за их обеспечение как перед ребенком, так и перед законом. Речь идет о Конвенции ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована СССР 13 июля 1990 г. В этом документе признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, обеспечение здоровья, защиту от посягательств на его честь и репутацию, вмешательства в личную жизнь, защиту от сексуального и других форм жестокого обращения с ребенком. Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены». Закон РФ «Об образовании в РФ» также утверждает право детей, обучающихся в образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства», предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника». Одним из принципов на которых разработан Федеративный государственный стандарт дошкольного образования является принцип уважения личности ребенка

По четвёртому вопросу выступила и.о.заведующего Исамуллаева Р.З.. Расимя Закарьевна донесла до педагогов мысль, что понятие «жестокое обращение с ребенком» меняется в зависимости от характера вреда, который наносится детям. Одним из признаков определения этого понятия является активность действий взрослых по отношению к ребенку. Если взрослый наносит физические травмы, оскорбляет, совращает — это активное причинение вреда ребенку. Если взрослый ничего не делает для обеспечения безопасности ребенка, то эти действия также наносят вред и определяются как бездействие, игнорирование потребностей ребенка.

Согласно Конвенции ООН, заметила Расимя Закарьевна, под жестоким обращением с ребенком понимаются любые действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей или других взрослых, в результате чего нарушаются здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его физическому и психическому развитию, ущемляются его права и свобода.

Так же Расимя Закарьевна рассказала о видах жестокого обращения с детьми и о конкретных признаках психологического и физического давления. Далеко не все взрослые (родители, педагоги) понимают, что психологическое насилие также вредно для ребенка, как и физическое. Это происходит потому, что многие взрослые свои негативные высказывания в адрес ребенка совсем не склонны расценивать как эмоциональное насилие над ребенком.

Тем не менее специалисты выделяют пять видов психологического насилия:

  • игнорирование — отказ ребенку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности;
  • отвержение —чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичное унижение, подчеркивание недостатков;
  • угрозы, запугивание;
  • изолирование — установление ограничения контактов со значимыми для него людьми — бабушкой, отцом;
  • развращение — поощрение саморазрушающегося поведения, асоциального поведения.

Расимя Закарьевна особо обратила внимание на то, что применяя к ребенку наказание, следует помнить о некоторых разумных правилах:

наказание не должно вредить здоровью, физическому и психическому;

  • никаких наказаний для «профилактики», впрок;
  • наказание не должно производиться за счет любви, нельзя лишать ребенка заслуженной награды и похвалы;
  • лучше не наказывать, если наказание запоздало;
  • после наказания ребенок должен быть прощен, и упоминать его прежние грехи некорректно. Предвзятость отношения к ребенку недопустима;
  • наказание не должно унижать человеческое достоинство ребенка. Нельзя наказывать из-за желания самоутверждения, превосходства над ребенком. Наказание должно быть понятно ребенку и приниматься им как справедливое, иначе результат будет обратным. Причины физического и психологического насилия над детьми имеют глубокие корни и требуют очень серьезной психотерапевтической работы со всей семьей ребенка, что также входит в компетенцию психолога.

Педагогам следует также учитывать, что родители обычно упорно отрицают факты насилия из-за нежелания осознавать происходящее в их семье, желания скрыть осуждаемые обществом поступки. Беседа с родителями требует такта и осторожности, так как в большинстве случаев семья, где ребенок подвергается физическому или психологическому давлению, сама переживает сильный стресс. Докладчица обратила внимание воспитателей на существующие факторы риска и призвала очень внимательно наблюдать за детьми из данных семей: следить за их внешним видом, психическим и физическим здоровьем, поведением родителей и др. Рассказала о мерах, которые нужно предпринять при видимых отклонениях в поведении ребенка и его родителей.                                                                                                                                                                                                               Расимя Закарьевна порекомендовала список мероприятий по правовому просвещению родителей.

Далее старший воспитатель Кирьянова Е.А. провела с педагогами деловую игру «Знаем ли мы права детей?».

Педагоги разделились на 2 команды. Команду «Эрудиты» и команду «Мультяшки».

  1. Разбор ситуаций, которые могут произойти с ребёнком в ДОУ.

Командам на выбор предлагались синие или зеленые билеты. Выбирали по  одному билету, на подготовку ответа давалась 1 минута. Ответ от имени команды давал один из  участников.

  1. II. Каждой команде выбрать дидактическую игру по правовому воспитанию дошкольников, рассказать о её целях, правилах и провести её с командой соперников.

Обе команды справились с заданиями, практическая часть педсовета прошла оживлённо и весело.

                                       Решение  педсовета:

  1. Педагогам ДОУ строго соблюдать Декларацию прав ребенка, Конвенцию о правах ребенка, семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ».
  2. Воспитателям вести работу среди родителей по защите прав детей.

Ответственные: воспитатели всех возрастных групп, срок — постоянно.

  1. Увеличить наглядную информацию по правам ребёнка в уголках для родителей.

Ответственные: воспитатели всех возрастных групп, срок — постоянно.

  1. Продолжать создавать в ДОУ условия по правовому воспитанию детей: пополнить игры и пособия по правовому воспитанию.

Срок: до 28.01.2018г. Ответственные: воспитатели всех возрастных групп

  1. Отражать в календарных планах систематическую работу по защите прав детей.

Ответственные: воспитатели всех возрастных групп, срок — постоянно.

  1. Во всех группах разработать консультации для родителей «Дети и их права» и ознакомить с ними родителей на родительских собраниях.

7. Творческой группе провести анализ работы по данному направлению.

21.11.2017
Новости

20 ноября 2017 года прошло очередное заседание в Школе молодого специалиста ДОУ. На этот раз старший воспитатель Кирьянова Е.А., согласно плана работы Школы  молодого специалиста,рассказала педагогам об игре, как основном виде деятельности детей дошкольного возраста. Каждый педагог пришёл на заседание не с пустыми руками. Воспитатели подготовили картотеку игр, имеющихся в группе. Кирьянова Е.А. объяснила молодым педагогам, что игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Елена Александровна заострила внимание на том, что именно педагог должен правильно организовать игры, которые не только были бы интересны, но и приносили бы максимальную пользу всестороннему развитию и воспитанию дошкольников. ИГРА динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. Иначе обучение игре становится механическим. Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и поэтому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности. Условно все игры можно разделить на: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами. Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения. К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические,настольно-печатные, музыкально- дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

СЮЖЕТНО — РОЛЕВАЯ ИГРА

Сюжетно-ролевая игра ребёнка в своём развитии проходит несколько стадий: это ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Вместе с игрой развивается и сам ребёнок: сначала его действия с предметом –игрушкой носят манипулятивный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их существенных свойствах. Появление в игре обобщённых действий, использование предметов-заместителей, объединение действий в единый сюжет, называние ребёнком себя именем героя – всё это свидетельствует о переходе к сюжетно-ролевой игре. В этих играх начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты. Исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят всё то, что они видят вокруг. Развитие игрового творчества связано с постепенным обогащением содержания игры. Здесь важна роль самодеятельной игры детей, так как в ней происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что ребёнок берёт из жизни.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА

Важное значение, в возникновении у детей игры особого рода – театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых,их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую,трудовую, историческую тематику).Такие игры являются переходными,в них присутствуют элементы драматизации,но текст здесь используются более свободно, чем в театрализованной игре. Обе игры (сюжетно-ролевая и театрализованная) развивается параллельно. Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой игры и театрализованной на основе общности их структурных компонентов (наличие воображаемой ситуации,воображаемого действия, сюжета,роли,содержания). Эти игры могут существовать как самостоятельная деятельность детей и относятся к разряду творческих игр. В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра «и «игра -драматизация. Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально- чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности. Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребёнку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. Театрализованная игра может быть использована в любых видах деятельности детей,на любых НОД. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений. Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы (костюмеры, режиссёры, художники и т. д.).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания. Они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать её, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определённую структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровое действие, игровые правила. Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяются программой. Такие игры могут содержать сразу несколько обучающих задач. Игровые правила заставляют детей хорошо запомнить их и задуматься над их выполнением. Для развития игровой деятельности необходимо всякий раз ставить перед детьми новые задачи, побуждающие их усваивать новые правила и действия. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильность дидактической задачи. Дидактическая играрассматривается в научно- методической литературе с разных сторон: она используется как средство (нравственного, эстетического воспитания);как форма организации деятельности (игровая форма проведения учебных занятий);как метод и приём руководства детской игрой (метод введения новых знаний);как вид деятельности (словесная, настольно-печатная, предметная).Учёные отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном воспитании детей. В процессе специально организованной деятельности ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Основной формой обучения являются занятия, на которых применяются дидактические игры. Большую роль также играют самостоятельные дидактические игры – это игры, которые проводятся в свободное время. Такие игры могут возникать как по инициативе воспитателя, так и по желанию детей. Тогда воспитателю здесь принадлежит роль наблюдателя и советчика, а также участника игры.

Выделяют следующие виды дидактических игр: игры-поручения, игры с прятаньем, игры с загадыванием и отгадыванием, сюжетно — ролевые дидактические игры, игры – соревнования, игры в фанты.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры зародились в далёком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости широко распространены среди детей и подростков. Такие игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности.

Выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружаю- щей среды, с ориентировкой в ней, а также с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников.

Подвижные игры разнообразны. Это, прежде всего, собственно подвижные игры и спортивные игры. Среди первых, или, как их ещё называют, игр с правилами, выделяют сюжетные и бессюжетные, игры – забавы и аттракционы.

Содержание и характер действий детей в сюжетных играх отражают их представления и знания об окружающей жизни – о трудовых действиях людей разных профессий, явлениях природы, об образе жизни и повадках животных. Особенность таких игр — возможность воздействия на детей через образы, в которые они перевоплощаются, а также через правила. Действия всех играющих тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. («Гуси – лебеди»«У медведя во бору»)

В БЕССЮЖЕТНЫХ ИГРАХ действия детей не связаны с разыгрыванием сюжета, допускающего различные сочетания и чередования движений. Они строятся на основе выполнения конкретных двигательных заданий, условия, которых определены правилами.

БЕССЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ делятся на несколько видов: типа «Ловишек» — они близки к сюжетным, отсутствуют лишь образы для подражания, с элементами соревнования — индивидуального или группового(«Перенеси предмет»«Чьё звено скорее соберётся»); эстафеты, а также игры с разно- образными предметами – «Школа мяча»«Кегли»«Кольцеброс».

Двигательные задания в играх – забавах и аттракционах выполняются зачастую в условиях соревнования. Они содержат элементы развлекательности, зрелищности, доставляют много радости и веселья участникам и зрителям.

Самостоятельную группу составляют спортивные игры: городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей и т. д. В таких играх в комплексе решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Освоение правил – длительный процесс, происходящий под руководством педагога, требующего обязательного их выполнения. Осознание правил ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.

В целях закрепления полученной информации воспитатели подробно обсудили все игры, которые имеются в группах и даже обыграли некоторые из них. Заседание прошло в весёлой и непринуждённой обстановке. Педагоги разошлись счастливые, с новыми задумками и идеями.