Комплекс дыхательных и физических упражнений для развития дыхательных мышц детей.

В данном комплексе использует­ся сочетание дыхательных и фи­зических упражнений, при выпол­нении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и вынос­ливость дыхательных мышц, ко­ординируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функцио­нальная деятельность всех орга­нов и систем организма.

 

«Надуй шарик»

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем:

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на жи­вот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глу­бокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается впе­ред, а нижняя часть грудной клет­ки расширяется, что контролиру­ется одной или другой рукой). Пос­ле вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

 

«Наклоны»

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки впе­ред вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отве­дя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит

(руки вперед вверх).

Клювом дятел дуб долбит

(руки вниз назад):

Тук, тук,тук,тук,тук,тук

(руки вперед, вверх).

Пауков найдет он тут

(руки вниз назад).

 

«Повороты»

Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в сто­роны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.

Боком-боком, боком-боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

 

«Ветер дует»

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко

(руки поднять вверх, встать на носки, подуть),

Я подую низко

(руки перед собой, присесть и подуть),

Я подую далеко

(руки перед собой, наклон вперед, подуть),

Я подую близко

(руки положить на грудь и подуть на них).

Развитие речевой компетентности у детей 7-го года жизни.

dsc07172

Характеристика речевого развития детей

 Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает чувства и переживания, делится впечатлениями о своём отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком.

Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

dsc07174

У старших дошкольников развитие речи достигает довольно высокого уровня. В основном дети правильно произносят все звуки родного языка, дают развёрнутые ответы на вопросы, достаточно чётко артикулируют слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения. Могут изменять в зависимости от содержания высказывания силу голоса (говорить тихо, громко), темп речи (говорить быстро, медленно), правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение словарного состава, однако особое внимание уделяется его качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи ребёнка – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространённых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. В диалогической речи дети прибегают к краткому или развёрнутому ответу в соответствии с вопросом. Они не ограничиваются называнием предмета или явления, а в большинстве случаев дают более развёрнутый и достаточно полный их анализ, вычленяют их характерные признаки и свойства. Дошкольники овладевают умением отбирать нужные сведения и находить целесообразную форму их выражения в связном повествовании.

dsc07173

У детей 7-го года жизни развито умение последовательно и чётко составлять описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, однако ещё недостаточно сформированы навыки передавать свое отношение к описываемым предметам и явлениям, оценивать содержание, делать выводы. Дети активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи дошкольники начинают также активно использовать разные способы связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Вместе с тем можно отметить и другие особенности речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (например, сонорные р, л и шипящие), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации; допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительного падежа множественного числа имён существительных), в согласовании прилагательных с существительными, в словообразовании. У некоторых детей вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

dsc07175

Развитие речи в детском саду. Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

На занятиях по развитию речи и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определённое значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

В первой и второй младших группах педагоги создают условия для обогащения и активизации словаря, использования детьми в устной речи несложных предложений. К концу 3-го года жизни дети активно пользуются разными частями речи (прилагательными, числительными, местоимениями, наречиями), используют обобщающие слова (фрукты, овощи, мебель, игрушки, одежда…). Ребёнок пользуется не только простыми предложениями, но и распространёнными, сложноподчинёнными, передаёт содержание сказок, рассказов, использует интонационные средства выразительности.

dsc07177

Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов. К четырём годам активный словарь ребёнка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В речи детей всё чаще встречаются местоимения, наречия, числительные. Если раньше ребёнок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, твёрдый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост). Совершенствуется грамматическая правильность речи, на вопросы взрослых ребёнок отвечает развёрнутыми фразами, отчётливее произносятся слова и звуки.

В старшей группе особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. На 5-ом году жизни речь ребёнка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2-3-х и более фраз, всё чаще его речь включает сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Происходит увеличение активного словаря (до 3000 слов), в этом возрасте велико тяготение к рифме. Дети выделяют звук в слове, определяют его место.

dsc07178

В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения, даёт первые представления о слове, предложении. Ребёнок связно, последовательно, логично излагает свои мысли, самостоятельно составляет рассказ по картинке, правильно согласовывает существительные с другими частями речи, правильно употребляет предлоги.

Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребёнка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми. И в повседневной жизни, и на занятиях продолжается работа над интонационной выразительностью речи.

Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда». Её основная цель – определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада, а также содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду с взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста.

dsc07180

Хотелось бы отметить работу воспитателей детского сада по использованию методики Н. Зайцева по обучению детей чтению с помощью кубиков. Дети, обученные «по Зайцеву», значительно раньше начинают читать и писать. Используя кубики, дети учатся «писать» печатными и прописными буквами – нет того перенапряжения зрения, которое возникает при письме ручкой на бумаге, отсутствуют статические перегрузки, возникающие в сидячем положении, вырабатывается нормальная зрительная рабочая дистанция при письме.

Метод «Кубиков Зайцева» – прямая практическая реализация мыслей и рекомендаций отца русской физиологии И.М. Сеченова. Сенсорный поток чётко дробится на своеобразные «кванты информаций», операции с ними сопровождаются ритмическими движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами. К этому добавляются полное раскрепощение позы и поведения, столь необходимое маленькому ребёнку, постоянно изменяющиеся интересные игровые ситуации, элементы соревнования, радость от явных и быстрых достижений. И вот он – успех! Ребёнок счастлив: у него получается, он не хуже сверстников, он их даже обгоняет, он уже может читать, считать, писать!

Если игра (занятие, построенное в виде игры) интересна, подвижна, разнообразна, энергия ребёнка неиссякаема. Воспитанник детского сада значительно меньше устанет, если будет интенсивно играть, обучаясь, а не просто чинно и неподвижно сидеть, сложив руки и устремив взор на доску.

С кубиками учиться весело, интересно, и полезно. Маленькому человечку очень важен, очень нужен УСПЕХ! Особенно если ребёнок и ростом, и красотой, и силой не вышел. Успех рождает радость. Стойкие положительные эмоции – прекрасный фон для нормализации и активации всех функциональных систем организма ребёнка, это – верный путь к здоровью!

Использование методик, предлагаемых Н.А. Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам организма маленького ребёнка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества. Отсюда – столь впечатляющие положительные результаты у тех специалистов, которые по-настоящему, творчески, а не формально овладевают методом «Кубиков Зайцева».

Развитие правильной речи ребёнка в семье. Ребёнок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Поэтому, чтобы научиться говорить, он должен прежде всего слышать речь. Малыш слушает обращённые к нему ласковые слова, отвечает улыбкой на улыбку, издаёт звуки. Пока это только эмоциональное общение, но в нём основы будущей речи. Вот почему речевое общение ребёнка и взрослого – необходимое условие возникновения и развития речи малыша.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребёнка развивается своевременно и правильно.

От родителей во многом зависит степень подготовленности ребёнка к обучению в школе. Ещё задолго до поступления в 1-ый класс родители рассказывают ребёнку о школе, об учителях, о школьных порядках, о том, чем занимаются дети на уроках; воспитывают у него готовность к обучению, развивают математические представления, учат читать и писать, развивают внимание, работоспособность, познавательные интересы и активность.

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Связная речь ребёнка – это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи первоклассника, очень высоки, так как на уроке он должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу.

Овладеть грамотой и письмом в полной мере ребёнок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. В противном случае при письме он будет пропускать, переставлять буквы. Вот почему так важно на протяжении всех дошкольных лет уделять большое внимание развитию речи ребёнка, в том числе звуковой её стороне.

Словарный запас ребёнка, а также усвоение грамматического строя языка зависят от условий жизни, воспитания, а также от усилий, которые прилагают взрослые в этом направлении. Если на протяжении предыдущих пяти лет родители занимались с ребёнком, то его речь к моменту поступления в школу достигнет определённого совершенства. К этому времени ребёнок приобретает достаточный словарный запас, всё реже допускает грамматические ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний, предлогов. На вопросы отвечает развёрнутыми фразами, пользуется сложноподчинёнными и сложносочинёнными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребёнок может фантазировать, сочинять сказки.

Чёткие представления о предметах и достаточные знания об окружающем делают речь ребёнка содержательной. Но содержание должно выстраиваться в логической последовательности: ребёнку надо научиться не пропускать главных эпизодов, не переставлять их, заканчивать высказывание. Содержательность речи зависит и от умения использовать богатство языковых средств.

Задача родителей на данном возрастном этапесовершенствовать связную речь ребёнка.

Работа эта должна идти в нескольких направлениях:

  • расширение словарного запаса (овладение детьми самыми элементарными средствами художественной выразительности: эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами);
  • развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений;
  • формирование грамматически правильной речи;
  • дальнейшее совершенствование звуковой культуры.

Школа с первого класса предъявляет к учащимся довольно высокие требования. Ещё задолго до поступления в 1-ый класс родители рассказывают ребёнку о школе, об учителях, о школьных порядках, о том, чем дети занимаются на уроках; воспитывают у него готовность к обучению, развивают математические представления, учат читать и писать, развивают внимание, работоспособность, познавательные интересы и активность.

От родителей во многом зависит степень подготовленности ребёнка к обучению в школе.

Без сформированных определённых навыков и умений первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от товарищей по классу.